Император Николай II и российский флот (1906–1917)

Еще не будучи русским императором, 19 декабря 1894 г. цесаревич Николай Александрович обсуждает сооружение морской крепости в Либаве с главным начальником флота и морского ведомства. Эта тема найдет свое продолжение в дальнейшем в дневниковых записях императора. Каждый понедельник он принимает доклад генерал-адмирала, как он пишет, «дяди Алексея» (дядя Алексей – сын Александра II, главный начальник флота и морского ведомства в 1880–1905 гг., и адмирала Н.М. Чихачева, до 1896 г. управляющего Морским министерством).

В управлении военно-морским флотом император опирался на уже сложившуюся систему взаимоотношений с ведомствами посредством общения с их руководителями, которых он же и назначал. Это в первую очередь был начальник Морского министерства. Ряд изменений был внесен после Русско-японской войны – с учетом существенных недостатков, которые были выявлены как в техническом оснащении флота, так и в обучении личного состава, боевой учебе. Так, император вводит должность морского министра.

Руководителем главного штаба становится адмирал А.А. Бирилев (1905–1907), как свидетельствует дневник, уже в начале 1907 г. его сменил Диков. А исполняющим делами начальника ГМШ назначается Н.М. Яковлев.

Затем на этом посту (1909–1911) находится С.А. Воеводский4. А с 1911 по 1917 гг. министерство бессменно возглавляет Иван Константинович Григорович. Так, император записал, что 29 марта 1913 г. он утвердил в должности военного морского министра И.К. Григоровича.

Должность товарища (заместителя) морского министра учреждается в январе 1906 г., в его ведение передаются главные управления кораблестроения, снабжений, гидрографическое, Морской технический комитет, канцелярия министерства, Управление главного медицинского инспектора, Управление казенными заводами (Обуховский сталелитейный, Балтийский судостроительный и механический), архив, управление сберегательной вспомогательной кассой работающих и служащих по вольному найму в местных учреждениях морского ведомства. А 24 апреля 1906 г. создается МГШ, руководитель которого имел право всеподданейшего доклада русскому императору при морском министре по своему кругу вопросов. 11 января 1907 г. император наделил морского министра правами главного начальника флота и морского ведомства и управляющего боевыми силами, личным составом и строевой частью, Главного и морского штабов.

10 октября 1911 г. утверждено временное положение об управлении морским ведомством, которое исполнялось до 1917 г. Что же касается создания МГШ, высшего оперативно-стратегического органа управления Российским флотом, то это было обусловлено воссозданием флота после трагедии 1904– 1905 гг. и планово-перспективным военно-морским строительством. Именным высочайшим указом Правительствующему Сенату 5 июня из состава Главного морского штаба были выведены части стратегическая и организационная по мобилизации флота с преобразованием в самостоятельный Морской Генеральный штаб. Начальником МГШ был назначен капитан 1-го ранга (с 1907 г. контрадмирал) Л.А. Брусилов.

Брусилову подчинялись военно-морские агенты (атташе) за границей, оперативные части (отделения) в штабах, начальники действующих флотов (морсил). А также в его ведение были переданы общие направления деятельности Курсов военно-морских наук в Николаевской морской академии. Кроме того, после Русско-японской войны решено было создать учебный отряд кораблей, куда вошли корабли: крейсер «Слава», «Гиляк», «Адмирал Макаров», «Цесаревич» и другие, и уже в 1906 г. открыты: офицерский класс подводного плавания (указом императора от 19 марта 1906 г. был учрежден подводный флот России), офицерский водолазный и штурманский классы, офицерская воздухоплавательная школа и офицерский класс морской авиации.

Сам император был знаком с деятельностью МГШ не на словах, а на деле: он постоянно принимал у себя как военно-морских руководителей высшего ранга, так и военных агентов и многих других специалистов, поскольку для принятия необходимых решений ему было необходимо знать, что происходило и в стране и за границей. Такую информацию ему мог предоставить МГШ. Для этого в его структуре были созданы отделения: русской и иностранной статистики и военно-историческое. Выполняли они следующие задачи:
1. Сбор и обработка информации об общем политическом положении, о силах и средствах иностранных государств, об их готовности к войне – имелись в виду потенциальные противники, о морских театрах военных действий, обработка статистических данных о русском флоте;
2. Составление проектов программ развития морских вооруженных сил, основных заданий к постройке кораблей, для подготовки театра военных действий, для подготовки неприкосновенных запасов, для комплектования флота и мобилизации, формирования эскадр и отрядов и их дислокации;
3. Составление основных планов обучения, ремонта, перевооружения, снабжения флота, соответственно подготовки флота к войне; кроме того: положений, уставов, правил службы и инструкций, касающихся боевой подготовки флота;
4. Разработка вопросов общей организации службы на флоте, составления заданий по морским маневрам, наблюдение за их ходом и отчеты о них;
5. Проработка военно-исторических материалов, разработка документов для составления международных деклараций, переписка по военно-политическим вопросам, общее заведование «Морским сборником».

В 1912 г. МГШ подвергся реорганизации и перед началом 1-й мировой войной он состоял из семи частей: 1-я оперативная (Балтийское и Северное моря),
2-я оперативная (Черное и южные моря), 3-я оперативная (Тихий океан и восточные моря), 4-я организационно-тактическая из 2-х отделений, 5-я статистическая иностранная, 6-я статистическая русская (обе по изучению флотов), 7-я военно-морская историческая и канцелярия. В начале войны были добавлены отделения воздушного и подводного плавания, служба тыла, взаимодействия морских и сухопутных сил в Прибалтике и на дальних подступах к столице со стороны Финского залива.

Здесь необходимо подчеркнуть, что перед Первой мировой войной протяженность Российской империи с севера на юг составляла 4675 км и с востока на запад 10 732,3 км. Общая длина сухопутных и морских границ составляла более 69 тысяч км. Причем на сухопутные приходилось 19 941,5 км, а на океаны и внешние моря почти 49 360,4 км, и их надо было защищать, а для этого нужны были корабли, которые и строились на судостроительных заводах.

Высочайшим повелением, объявленным приказом по морским ведомствам от 5 января 1908 г., с 1-го января того же года Новое Адмиралтейство и Галерный островок объединялись в отдельное самостоятельное предприятие под общим названием Адмиралтейский судостроительный завод, аналогичный Балтийскому заводу. Подчинялись они непосредственно товарищу морского министра, который отвечал за вопросы судостроения.

А уже 3 апреля 1909 г. на Адмиралтейском заводе было заложено два линкора: «Гангут» и «Полтава». «Полтаву» спустили на воду ко дню Полтавской битвы, то есть к 27 июля, 1911 г. Линкор прошел ходовые испытания 24 ноября 1914 г. и вступил в строй 4 декабря 1914 г., а линкор «Гангут» прошел ходовые испытания 21 декабря 1914 г. Россия разворачивает громадную программу усиления морского военного флота.

Русский царь постоянно держит руку на пульсе времени, занимаясь укреплением военного флота России. 25 апреля 1911 г. он утверждает «Закон об императорском флоте». 9 мая 1911 г. он утвердил и «Положение о командовании Морскими силами Балтийского и Черного морей и командующего Сибирской флотилией», которое было введено в действие через 18 дней.

Голосование в Госдуме проходит по уточненному варианту законопроекта, который 6 июня 1912 г. принимается под названием «Программа усиленного судостроения БФ на 1912–1916 годы». Помимо вышеупомянутых программ, 17 июня 1912 г. император окончательно утверждает «План операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны». По «Программе усиленного судостроения БФ на 1912– 1916 годы» предполагалось спроектировать и построить до 16 июля 1915 г. линейные крейсера «Бородино, «Наварин» и 4 единицы типа «Измаил». Уже 18 июля 1915 г. сошел со стапелей крейсер «Бородино», 27 октября 1915 г. – и «Наварин».

Дневниковые записи подтверждают, что император уделял особое внимание судостроению. Так, в частности, находясь в Крыму, в Ливадии, 28 ноября 1913 г. сделал следующую дневниковую запись: «…принял Григоровича, с вице-адмиралом Муравьевым по вопросу судостроения». (Муравьев – начальник главного управления кораблестроения в Морском министерстве).

С 19 января 1913 г. по 18 июля 1915 г. император лично ознакомился с ходом постройки кораблей для ВМФ России на следующих судостроительных предприятиях: Николаевском, Севастопольском, Кронштадтском, Адмиралтейском.
Наибольшее количество визитов пришлось на первый год войны: 1914 г. – 4 визита. Итого 8 записей о посещении заводов.

Император лично контролировал ход строительства кораблей: линкора «Императрица Мария», линкора «Императрица Екатерина Великая», эсминца «Беспокойный», миноносцев «Пылкий», «Поспешный» и подводной лодки «Нарва», большого дока имени Н.А. Романова – это на юге, а на северо-западе контролировал ход строительства линкоров «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут», «Полтава», «Бородино», нового громадного дока имени Алексея Николаевича Романова.

В Морском инженерном училище весной 1914 г. на кораблестроительном отделении обучалось 25 гардемаринов, а на механическом – 198. С 1905 по 1914 гг. был подготовлен 51 кораблестроитель и 322 инженера-механика. В других офицерских школах в 1913 г. выпущено 30 электромехаников, в воздухоплавательной школе – 18 специалистов, в том числе в авиаотделе – 26. Специалистов из нижних чинов для флота готовила двадцать одна школа.

После начала войны в России авиашколы были расположены в Севастополе, Петербурге, Баку. Так, школы в Петербурге и Баку подготавливали в год по 20 летчиков.

Помимо вышеназванных учебных заведений подготовкой специалистов для флота занимались также: Артиллерийский офицерский класс в Кронштадте, который подготовил к началу войны 542 офицера, Водолазный офицерский класс в Кронштадте, до 1914 г. подготовил 50 офицеров, Временный штурманский класс в Кронштадте, с 1911 по 1914 г. подготовил 55 штурманов надводного плавания, Минный офицерский класс в Кронштадте, подготовил к 1914 г.по основной специальности 642 офицера, по классу минных механиков 225 офицеров, в других классах – 550 человек, Отдельные гардемаринские классы созданы весной 1914 г. в Санкт-Петербурге, где занятия 1-й группы в количестве 60 человек начались 1 июня 1914 г., а в сентябре зачислено еще 100 человек, Офицерский класс подводного плавания в Ревеле, который с началом войны перевели в Санкт-Петербург, подготовил до войны 45 строевых офицеров флота, 4 инженеров-механиков, 5 корабельных инженеров, 2 военно-морских врача и 3 офицеров по адмиралтейству.
Сам император непосредственно посещал военные корабли и уделял особое внимание боевой учебе личного состава кораблей.

В период с августа 1906 г. по 14 мая 1916 г. император посетил 32 раза флоты на Балтике и на Черном море, и два визита у него было на иностранные флоты: интенсивность визитов на корабли нарастает в связи с приближением войны и в течение самой войны. Николай II посещает разные по классу корабли и в дневниковых записях отмечает наиболее значимые события войны. Он постоянно находится в курсе событий на фронтах и на других театрах военных действий за рубежом, уделяет большое внимание новинкам техники и их внедрению в промышленность, армию и флот. Кроме того, он проводит смотры матросам и производит гардемарин в мичмана, посещает технические выставки, присутствует на испытаниях самолетов и других видов техники.

В период с 29 января 1913 г. по 1 декабря 1916 года император предпринял 28 подобных посещений. Но их число год от года уменьшалось. Объясняется это просто. И в 1913 г., то есть за год до войны, когда шла напряженная работа по подготовке кадров и техники, и в 1914 г., император еще находил время для таких акций. А вот когда он принял на себя обязанности главнокомандующего, времени поубавилось. Необходимо было чаще посещать воинские части и флотские подразделения, главнокомандующих, знакомиться с обстановкой на местах.

Нельзя обойти стороной другой вид деятельности императора: общение с посланниками и военными атташе, которые поставляли информацию о состоянии дел в сопредельных государствах, как на флотах, так и в сухопутных армиях. Об этом он также упоминает в своих дневниковых записях.

В дневниковых записях императора мы находим информацию о ходе войны и о боевых действиях флота. Русский царь сделал 34 записи о боевых действиях флота.
На протяжении десятилетий император имел в своем подчинений высокообразованных специалистов и сам глубоко разбирался в вопросах теории и практики военно-морского дела.

Совместно с высокопоставленными морскими чиновниками принимал министров других ведомств, русских послов и военных морских агентов, которые работали в различных странах, как союзнических, так и потенциальных противников. Знакомился на местах с положением дел и бывал в учебных заведениях, производил гардемарин в мичмана, капитанов 1-го ранга в адмиралы, назначал командующих флотами, подписывал рескрипты и указы, финансовые документы. Знакомился с новинками техники и присутствовал на их испытаниях как на суше, так и в море. Посещал заводы и верфи, крепости, батареи, училища, лазареты. Во время войны часто бывал на передовой и встречался с военными представителями союзников – Франции, Англии, Италии, Румынии.

В годы войны флоты союзников сотрудничали, о чем мы находим упоминание дневнике. Далее, 18 января 1917 г., в среду, указывает: «В 11 часов принял членов съехавшийся конференция – Франции, Англии и Италии, всего 37 человек. Поговорил с ними около часа. В 12 часов у меня был Сазонов, назначенный послом в Англию…».

Постоянно общался с представителями военных миссий, которые находились в ставке в Могилеве: французским генералом, главой французской военной миссии Жоржем Жаненом, итальянским полковником главой итальянской миссии Б. Марсенго, бельгийским генералом главой бельгийской военной миссии бароном Рикелем, британским генералом, военным представителем Хенбери-Вильямсом, сэром Джоном и многими другими.

За годы войны через порты русского Севера в Англию, Францию, США и обратно в Россию шла основная масса военных грузов. Только в 1917 г. вывоз из Архангельска составил 1 109 288 т, а ввоз – 2 734 599 т, число обработанных судов равнялось 620 единицам, осталось создать мощный морской флот. Кстати, 100 % линкоров, 40 % крейсеров, 30 % эсминцев вошли в состав флота, который в 1941 г. встал на защиту СССР.

Публикуется по материалам сайта http://armflot.ru

296

Комментирование запрещено