Подготовка к Таинству

Подготовка к таинству крещения

 

 Введение

Разными путями приходят люди к Богу. Иногда эта встреча бывает внешне неожиданной, иногда она — обретение, выстраданное путём долгих исканий. Обращение может произойти в любом возрасте — в детстве или юности, в зрелости и старости.

Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).

Господь, создавший весь мир, Владыка вселенной — стоит у дверей нашего сердца и ждет, когда человек отворит Ему — уверует и соединится с Ним, Подателем жизни.

Человек Богом сотворен, Богом любим, Богом искуплен страшною крестною Смертью. По Его воле мы до срока пребываем на земле, Им мы будем призваны из мира сего, пред Ним, Своим Творцом и Судией, мы предстанем в последний день перед вечностью. А что в вечности?

страшный суд

 

Это как раз зависит от того, откликнется ли человек на зов Господа своего, будет ли он способен воспринять и всей жизнью усвоить себе благодать Святого Духа, которую дает Господь, чтобы спасти нас.

«Истинная цель жизни нашей христианской,— говорит преподобный Серафим Саровский,— состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Человек призван к святости, и каждому дано воспринять в свое хрупкое существо Божию силу, чтобы быть с Господом своим и в вечной нескончаемой жизни.

Нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой, и нет такой проторенной дороги, по которой за одного мог бы пройти другой. Даже когда вера унаследована человеком «по рождению» в верующей семье, она должна быть осмыслена им самим и стать частью его собственного опыта. Каждый должен пройти свой путь сам — от начала до конца. Но есть единые врата, открывающие верующему вход в Церковь, в священную сферу благодатных даров Святого Духа. Это — Крещение.

 

Зачем нужна подготовка ко крещению?

 

Крещение князя Владимира

 

Обучать людей истинам веры перед Крещением повелел сам Господь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19). 

Сейчас во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся огласительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Почему же нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, но практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения.

Длительная подготовка перед Таинством Крещения была уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. В то время Крещение людей было общецерковным событием и совершалось с большим торжеством три раза в году в самые важные праздники – на Богоявление (тогда это был праздник, объединявший Рождество и Крещение), Пасху и Пятидесятницу.

Если человек хотел креститься на Пасху, то подготовка начиналась с началом Великого поста. Эти люди становились «оглашенными» – т.е. готовящимися ко Крещению и им читались специальные поучения – оглашения. Священники над каждым из них читали особые молитвы, чтобы Господь принял их в число христиан и изгнал из их сердца нечистого духа. С этого времени оглашенные должны были ежедневно посещать храм.

И в современном богослужении остался возглас священника или диакона на литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные, присутствовавшие на второй части литургии, должны были покинуть храм.

Оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов. Священники разъясняли им православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое.

Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т.е. крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором, или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал перед епископом о его Крещении.

 

Крещение Руси

 

Многие приходят просто без подготовки и думают что их окунут и всё, и они будут крещеными.

Желание совершить всё «побыстрее и попроще» является легкомыслием. Ведь никто же не удивляется, когда в ЗАГСе молодым парам определяют дату бракосочетания не ранее, чем через месяц после подачи заявления. Крещение сравнимо с супружеством и даже превосходит его. Это взаимоотношение не просто двух людей, а Личности Бога и человеческой личности.

Отцы Церкви, великие богословы «золотого века», такие как Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст трудились при жизни учителями огласительных школ.

В древности, вплоть до 7 века, принять Крещение без подготовки было просто невозможно.

Еще по благословению святейшего Патриарха Алексия II во всех храмах Русской Православной Церкви перед крещением должны проводиться обязательные огласительные беседы с крещаемыми, родителями и восприемниками (не менее трех) с последующим испытанием на знание основ Православной Веры.

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.

В наше же время большинство считает: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить, курить, изменять жене и воровать на работе».

Времена, когда трудно было найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно прошли, и теперь никто не должен оправдывать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего о нём не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и серьезно относиться к этому событию.

Цель Крещения должна быть одна — соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это — второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).

Несение Креста

 

А святой апостол Павел писал: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23).

Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11).

Почему было так и почему сейчас мы возрождаем эту древнюю традицию? Потому что Крещение — это очень важный и ответственный шаг в жизни, и необходимо, чтобы к купели крещения человек подходил не только чувствами руководствуясь, пусть даже самыми светлыми, но и осознавая, Кому он посвящает свою жизнь, с Кем «сочетается». Не случайно это слово. В чине крещения священник задает крещаемому такой вопрос: «Сочетаешися ли Христу?» и крещаемый отвечает: «Сочетаюсь». Затем: «Сочетался ли Христу?» — «Сочетался».

Что значит «сочетаться»? Это слово означает очень глубокую и таинственную степень близости двух личностей. Сочетаться — значит стать единым целым. Мы знаем современное выражение «сочетаться браком» или бракосочетание. Но может ли невеста, совсем ничего не зная о своем женихе, произнести «сочетаюсь»? Нет, не может.

 

Для чего Вы хотите креститься?

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.

А смысл этого таинства очень глубок. Бог ждёт от своих чад не снисходительного соглашения, а горячего желания посвятить Ему свою жизнь. «Сыне, даждь Ми твое сердце».

Не все, из приходящих сегодня ко Святому Крещению, правильно понимают его цель. Многие думают, что креститься нужно для того, чтобы Бог помогал в жизни, чтобы был Ангел — Хранитель, чтобы Бог всегда защищал и сохранял. А некоторые думают, что креститься надо для того, чтобы верить в Бога и т. д.

— Что такое Крещение? Какова его цель?

— Для чего взрослый человек принимает Крещение и крестит своих детей?

— Что происходит с человеком в таинстве Крещения?

— Должна ли измениться жизнь человека, принявшего Крещение, если да, то какой она должна быть?

— Что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству?

На эти вопросы должен ответить каждый человек, желающий принять Таинство Крещения.

Редко можно услышать правильные ответы (говорят: для того, чтобы быть крещеными, русские должны быть крещеными, чтобы быть здоровыми, чтоб иметь веру и т.д.)

Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» — «Чтоб быть в Ташкенте».

Для чего Вы хотите креститься?

примерные   ответы слушателей правильные ответы
Чтобы Господь дал веру.

Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно.

Надо сначала веровать, а потом креститься.

Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.

Чтобы был Ангел-Хранитель. Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?
Чтобы можно было молиться. Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того, чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись.
Господь больше слышит и заботится о крещеных. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы.
Чтобы заново родиться. Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу.

Крещение совершается для того, чтобы человек жил единой жизнью с Церковью. Нет церковной жизни – значит, что-то не так.

«Как же так? Вот у меня свидетельство о Крещении: печать, подпись. Я, что же, по-вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой, – нет. Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.

Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать.

Ещё пример. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу.

Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге. Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и остался.

У одного из святых отцов, блаженного Диадоха, есть следующий образ. Если человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его сердца, обитал грех и делал человека оскверненным и тленным. В момент Крещения грех изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать. Но пройдет еще немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно преображаться.

Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.

Цель Крещения — получить доступ к святой чаше Евхаристии.  Без Причастия христианин не может иметь вечной жизни в Раю, а значит, обречен на погибель. Сам Христос нам говорит об этом.

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6. 53-55).

Цель крещения – войти в Царствие Небесное, чтобы там навечно остаться с Богом.

68

Комментирование запрещено