Сегодня подводные лодки являются настоящей гордостью нашей страны. Атомные ракетоносцы несут стратегическое оружие и готовы применить его в любой момент против возможного неприятеля. Подводные лодки – один из основных элементов ядерного щита России. К сожалению имя последнего Императора в этой области не заслужено забыто, а ведь именно ему удалось создать этот род войск «с нуля», не имея для этого первоначальной базы.
С 1903 по 1917 год Николай II организовал постройку 67 и покупку 11 подводных лодок!!! За эти 14 лет было организовано не только производство первых опытных образцов (в общей сложности 11 штук), но и налажено серийное производство. Боевые образцы подводных лодок сначала выпускались небольшими сериями, по несколько штук. Проект «Касатка» – 6 единиц, проект «Сом» – 7 единиц, проект «Карп» – 3 единицы, проект «Кайман» – 4 единицы, проект «Морж» – 3 единицы, проект «Нарвал» – 3 единицы.
По-настоящему массовое производство было организовано для проекта «Барс» в 1915 году. Было построено 24 подводные лодки. Технические решения лодок проекта «Барс» безусловно, опередили свое время. Только представьте: в 1915 году создается подводная лодка с 12 торпедными аппаратами (калибра 457 мм), крупнокалиберными пулеметами, и двумя артиллерийскими установками).
Оценив качество и количество подводного флота Николая II, мы можем лишь восхищаться достигнутыми результатами. Свыше 70 подводных лодок за 14 лет, при том, что до Николая II подводных лодок в России не производилось вообще, а к 1914 году Российская Империя располагала первым по численности подводным флотом (78 лодок), в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.
В начале Первой мировой войны подводные силы Балтийского флота состояли из бригады подводных лодок (восемь кораблей) и учебного отряда подводного плавания (три корабля), в состав которых входили в основном устаревшие лодки.
В 1915-1916 гг. в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа “Барс” (“Барс”, “Вепрь”, “Волк”, “Львица”, “Пантера”, “Рысь” и “Тигр”) и пять — типа АГ (АГ-11, АГ-12, АГ-14, АГ-15, АГ-16), купленных в Америке и собранных в России. Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море десять (две погибли при переходе) подводных лодок типов Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, Е-18, Е-19, С-26, С-27, С-32) вместе с плавбазой “Амстердам”. Вскоре бригада была переформирована в дивизию подводных лодок.
К началу 1917 г. в ее состав входили семь дивизионов по 4-5 кораблей в каждом, не считая английских подводных лодок. Первые три дивизиона были полностью укомплектованы подводными лодками типа “Барс”, четвертый — подводными лодками типа АГ. Всего дивизия насчитывала в своем составе около 40 подводных лодок, а также плавбазу «Тосна».
Таким образом, впервые как род сил ВМФ подводные лодки заявили о себе в период Первой мировой войны. К ее окончанию русские подводные силы имели вполне сложившуюся организацию и тактику боевого использования.
Русские подводные лодки сумели показать себя во время Первой Мировой. Например всего одна лодка «Волк» за один день смогла захватить и затопить три немецких судна – небывалый успех. Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже — артиллерию. В основном использовался прицельный метод стрельбы одиночной торпедой.
Первой подводной лодкой, успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, был “Гепард”. 10 августа 1915 г. у западного побережья о. Эзель он атаковал немецкий крейсер “Любек”, шедший в охранении пяти миноносцев, и добился его поражения одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд. Экипаж “Гепарда”, погрузившегося после атаки на глубину 20 метров, слышал сильный взрыв.
Действия русских подводников заставили противника ввести систему конвоев, в состав которых обычно включалось 12-14 транспортов, а в качестве кораблей охранения использовались вспомогательные крейсера, миноносцы и вооруженные траулеры.
Хотя противолодочное охранение всегда было круговым, командиры подводных лодок и в этих сложных условиях добивались отменных результатов. Например, подводная лодка “Волк” (командир — старший лейтенант И. Мессер), действуя в районе Норчепингской бухты, потопил 17 мая 1916 г. три немецких транспорта общим тоннажем 8800 .
Отважные русские подводники только в кампанию 1915 г. совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105 тыс. т.
За период боевых действий с 1914 по февраль 1917 года потери Российского подводного флота составили 2 лодки: «Акула» и «Сом». При этом всего за несколько месяцев после февральской революции мы потеряли 5 подводных лодок: «Барс», «Львица», «АГ-14», «АГ-15», «Гепард».
Большинство из подводных лодок Балтийской дивизии после сдачи фронта Лениным в 1918 году было захвачено немцами и затоплено. Некоторые уцелевшие подводные лодки проекта «Барс» находились в составе флота практически до Второй Мировой войны. А последняя лодка этого проекта — «Пантера» несла свою службу до 1955 года!
Советские успехи в области подводного кораблестроения обязаны, в том числе, и достижениям Николая II, при котором не только был создан этот тип войск, но и заложена техническая база, создавшая боевые единицы.
Подготовлено по материалам сайта http:\\myhistori.ru
618