Христианство это путь крестный (проповедь в день Воздвижения Креста Господня)

Всех вас, братья и сёстры, поздравляю с праздником! День Воздвижения Животворящего Креста Господня является праздником двунадесятым, одним из самых почитаемых в Православной Церкви. Этот праздник посвящён двум событиям: первое – это обретение Животворящего Креста Господня в Иерусалиме после долгого времени поругания, и второе – возвращение из персидского плена Животворящего Креста Господня.

Во время войны с Максенцием императору Константину Великому явился на небе звездный крест и надпись: «Сим победиши». Тогда он уверовал в силу Спасителя Иисуса Христа, в силу Его Животворящего Креста и одержал победу над врагом. Он разрешил христианам открыто исповедовать свою веру, и сам стал первым императором христианином. А когда Константин победил Ликиния и стал единоправным правителем Римской империи, он восхотел найти Животворящий Крест Господень, чтобы воздать Ему должное поклонение и почитание. Его мать царица Елена, бывшая уже в преклонных летах, взяв много золота отправилась в Иерусалим, чтобы начать поиски Животворящего Креста Господня. Прибыв туда, она ужаснулась от множества капищ, множества идолов и от состояния людей, живших в этом городе.

После распятия Господа нашего Иисуса Христа и Его воскресения Животворящий Крест остался на Голгофе. Иудеи спрятали его в земле, чтобы никто никогда больше не нашёл его. Спустя 70 лет император Тит покорил Иерусалим, разрушил его до основания и начал насаждать идольские капища. На том месте, где была Голгофа, он устроил капище богини Венеры. С тех пор на святом месте, где был распят Господь, совершались жертвоприношения идолам. Это было умышленно сделано, чтобы стереть из памяти людей спасительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа, который Он совершил на Голгофе для искупления грехов всего мира.

Царица Елена разыскала старого иудея, который знал, где спрятан Животворящий Крест. Он сначала отказывался говорить, но когда его бросили в глубокий ров, то указал место. Там нашли ещё два креста разбойников, обнаружили надпись Пилата «Иисус Назорей, царь Иудейский» и нашли гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя. Тогда Иерусалимский Патриарх Макарий, чтобы узнать, какой из крестов именно тот, на котором был распят Христос, повелел приложить его к мертвецу, которого проносили мимо. Приложили по очереди все кресты, и когда приложили крест Господень, мертвец ожил и люди начали получать исцеления. Таким образом узнали, какой из найденных был именно Крест Христов.

Тогда народ, услышав это великое радостное благовестие, стал стекаться в Иерусалим для поклонения Животворящему Кресту Господню. Но поскольку собралось очень много людей, Патриарх Макарий и царица Елена вознесли этот Крест на гору и поднимали его высоко, чтобы люди могли его видеть. Весь народ при этом восклицал: «Господи, помилуй!»

Теперь это событие повторяется за всенощным бдением в соборных храмах во время архиерейского богослужения, когда совершается чин Воздвижения Креста Господня. Архиерей поднимает высоко крест, а священники поливают его ароматной водой, и хор поёт: «Господи, помилуй».

Второе событие, которое мы сегодня вспоминаем, – это возвращение Животворящего Креста из персидского плена.

Спустя 500 лет после взятия Иерусалима Титом царь Хозрой пошёл войной на этот город и победил его. В качестве трофеев он взял много драгоценностей, в том числе унес в Персию и Животворящий Крест Господень. Через 14 лет император Ираклий одержал победу над Персией и вернул Животворящий Крест Господень в Иерусалим. Одетый в царскую порфиру, он внес Крест в храм, построенный еще при императоре Константине, и когда уже хотел войти внутрь храма и поднять его на Голгофу, то вдруг встал и не мог дальше двигаться. Тогда Иерусалимский Патриарх Захария сказал ему: «Царь, Тот, Который нёс этот крест на Голгофу, не в таком образе нёс его». Царь снял с себя порфиру, снял венец, снял все украшения, одел простую одежду, разулся и босиком пронес на Голгофу Животворящий Крест Господень.

Вот эти два события сегодня Святая Церковь вспоминает. И напоминает нам о том страшном и великом событии, которое произошло в истории человечества, когда Господь, пришедший в мир, был вознесен на крест по зависти и злобе людей, не готовых принять Его, и совершил искупление рода человеческого. И крест, который до искупительного подвига Христа считался орудием не только смерти, но и позора, Господь избрал для того, чтобы прославить его и орудие позора превратить в предмет почитания и поклонения.

Сегодня, братья и сестры, мы должны делать выводы о том, что происходит в нашей жизни. Сегодня Крест стоит в каждом храме, мы почитаем его, прославляем, кланяемся ему. Но очень часто не понимаем, что это знамение должно напоминать нам о нашем подвиге, о нашем старании ради нашего же спасения. Потому что Христос искупил нас от греха, проклятия и смерти, но не отобрал у нас свободную волю. Каждый может принять и может отвергнуть этот искупительный и спасительный подвиг. И каждый из нас может идти путем крестным, может начинать жизнь христианскую, которая заключается в том, чтобы благодарить Бога за все скорби, неудачи, болезни, которые приходятся на нашу долю, и с благодарностью пронести всё, вспоминая страдания Спасителя. Но каждый может и отвергнуть это и постоянно быть недовольным, роптать на Бога, осуждать, унижать других людей, жить в ропоте и неустройстве.

Христианство – это жертвенность, христианство – это путь крестный, христианство – это терпение с радостью. Как говорил один из преподобных отцов, нам нужно принимать поношения и скорби, как живую воду, без которой невозможно жить. Потому что скорби и поношения – именно то, что связывает нас с крестным, трудным путём жизни, это есть очищение наших душ, это Господь нам даёт для нашего блага.

Если мы принимаем их с радостью, с благодарением, то получаем большую пользу. А если мы ищем в этой жизни только приятного, только хорошего, только того, что нам нравится, то мы отвергаем связь со Христом и не можем прийти в Царствие Небесное вне Креста Господня. Человек очищается через скорби, болезни, через неустройства. Господь говорит: «Кого люблю, того наказую» (Откр. 3:19), и признак избрания человека Богом в нашем мире – это именно попущение человеку скорбей, постоянных неустройств, постоянных искушений от врага рода человеческого.

Господь говорит: «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». У кого есть печать будущего века, у кого есть вид идущего в горний Иерусалим, у кого есть полное правильное понимание Креста Господня в этой жизни, у кого есть конкретное направление в Царство Небесное, такие люди в нашем мире терпят много, но они же и очищаются, они сияют благодатью и имеют большую силу. А кто отвергает Крест Господень, вместе с этим отвергает и благодать Божию, и своё спасение.

Так будем, братья и сестры, почитать знамение крестное, верить, что через это знамение Господь даёт силу, мудрость, даёт возможность нам стать очищенными сосудами для благодати Божией. Будем не искать лёгких путей, но принимать с радостью всё, что происходит в нашей жизни, всё, что встречается: и неприятное, и трудное, и болезненное, – как очистительные средства для подготовки наших душ к участию в Небесном Царствии.

Ещё раз поздравляю всех вас с праздником! Хочу напомнить, что сегодня праздничный и постный день. Это единственный двунадесятый праздник, в который установлен сугубый пост ради воспоминания спасительного страдания Христова.

Поэтому дай Бог, чтобы Крест Животворящий, знамение нашего спасения, сегодня и каждый день был перед нашими очами. Чтобы мы, не унывая и не сомневаясь в помощи Божией, каждый день делали добро и шествовали крестным путем уверенно в Царствие Небесное. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 27 сентября 2014 г.

Публикуется с интернет-сайта: https://solba.ru

9

Комментирование запрещено